delaymusic.logo
Рассылка этого сайта
впиши E-mail:

...banners...



...contacts...
steklorez@tagnet.ru































...banners...




























...banners...
Магазин музыкального софта, найдется многое! От VSTi до виртуальных студий!


Статья о секвенсорах
by steklorez
material from autor source http://delaymusic.narod.ru

Этот фрагмент статьи был впервые опубликован в журнале "МирПК" за март 2004г.

Секвенсоры.


Именно здесь зарождается музыка. Предназначен секвенсор главным образом для написания мелодий фрагментов, из которых будет состоять композиция. Будущему композитору нужно лишь приложить небольшие усилия для сочинения нетленных мелодий. Для записи музыкальной информации используется два вида работы со звуком. Вам предстоит работать как с аудиоданными (оцифрованные звуковые фрагменты), так и с MIDI данными, содержащими нотную информацию. Возможность работы с простыми аудио фрагментами в секвенсорах является дополнительной. Её мы сейчас отодвинем в сторону и рассмотрим чуть позже. Основная цель секвенсора - нотная запись мелодий для разных инструментов и их объединение, в результате чего и получается композиция.

Принципы работы с секвенсором. Представьте себе для начала несколько музыкальных инструментов. В написании композиции их количество бывает разным. Чтоб написать свой трек, придется использовать конечно же не 2-3 инструмента, а побольше. Любой секвенсор имеет стандартный набор из 128 инструментов, среди которых такие как пианино, гитара, скрипка, ксилофон, духовые инструменты, синтезаторы и ударные. Конечно же, список на этом далеко не заканчивается. На первый взгляд такое количество инструментов покажется вам просто огромным, но по ходу их использования, вы поймете, что это весьма скудный набор. Основной формат работы секвенсора - MIDI файл. MIDI - это стандарт, использующийся для набора мелодической основы. Структура этого формата состоит из определенного количества дорожек (tracks), каждая из которых соответствует отдельному музыкальному инструменту и содержит внутри себя нотные данные. На обыкновенном синтезаторе мелодию для каждого инструмента записывают отдельно путем набора с клавиш. Затем включают все эти инструменты в нужном порядке и получают композицию. Это называется микшированием (сведением). Таким же образом, имея несколько инструментов в программном секвенсоре, мы эти данные (ноты) будем набирать вручную, выделяя в определенном окне каждую ноту и длину её звучания. Обычно секвенсор имеет интерфейс, слегка напоминающий клавиши рояля, чаще расположенные вертикально с правой стороны экрана. В самом низу окна расположены низкие ноты, а чем выше в нем подниматься - тем выше соответственно будет и нота. Здесь же как правило задаются такие вещи как тона и полутона. В верхней части программного окна обычно имеется похожая на шкалу полоса-линейка. На ней отсчитывается время звучания фрагмента (обычно это полосы, состоящие из долей секунд). В центре окна имеется что-то вроде таблицы, в которой следует заполнять расположенные по горизонтали клетки. Длина нарисованной вами полосы означает время звучания данной ноты. Расположение же полосы выше или ниже влияет на выбор ноты. В этом окне программы мы набираем мелодию, и таким образом получаем клип. При работе с секвенсором вы задаете не только ноты, инструменты и громкость звучания каждого инструмента в отдельности. Есть возможность украсить композицию стандартным набором эффектов, немного изменив звучание каждого инструмента в отдельности, или просто добавив, к примеру, небольшое эхо.

Обычно секвенсоры имеют и второе окно - то, где написанные фрагменты (клипы) ставятся друг за другом или же склеиваются друг с другом. После операции расстановки клипов (микширования) в нужном автору порядке, получается готовая композиция. У человека, не знакомого с нотной грамотой, не должно появиться особых проблем при работе с секвенсором. Правильно жать на клавиши, опираясь на знание нот, ему точно здесь не придется. Единственным правильным ориентиром для такого человека служит его собственный слух. Обычно человек, не знающий нот, набирает в секвенсоре примерную мелодию, которую хотел бы слышать, после чего пытается устранить ошибки - удаляет лишние ноты или же наоборот добавляет их. Для людей, знакомых с нотами и клавишами можно посоветовать приобрести специальную MIDI-клавиатуру. Таким образом, отпадает нужда вырисовывать на экране ноты, опираясь на слух. Человек, сносно играющий на пианино, без особого затруднения запишет нотный фрагмент с клавиш. Хотя стоит эта клавиатура куда больше обыкновенной компьютерной. Бывают и такие варианты секвенсоров, в которых возможен набор нот с простой компьютерной клавиатуры. Но этот вариант уже не для музыканта, а так - для развлечения. Дело здесь в том, что передача данных с простой клавиатуры происходит очень медленно. Задержка составляет около 40-80 микросекунд, что для написания музыки в плане качества не очень хорошо. Нет, конечно же, можно попробовать, но учтите - клавиатура создавалась для набора текста, а не нот, возможности такой клавиатуры при написании музыки очень скудны.

Природа звуков инструментов секвенсора. Рано или поздно у всех встает вопрос - каким именно образом происходит рабочая связь секвенсора и звука инструмента? Где этот звук зарождается? Для большей ясности разберем сначала природу звуков настоящего синтезатора. Человек, не видавший своими глазами эту музыкальную машину, предположит, что из некоего микрочипа или процессора. Действительно, но для вырабатывания синтезатором определенного звука, сначала в работу вступает генератор сигнала, сигнал обрабатывается на аппаратном уровне различными фильтрами, добавляющими звуку определенные краски. Но как обстоит дело с компьютером? Секвенсор, при обращении к музыкальному инструменту, в свою очередь обращается к Wave Table вашего синтезатора, встроенного в вашу звуковую карту. Wave Table - это набор музыкальных инструментов, записанных в чип звуковой карты. Wave Table синтезатор использует только звуки записанных инструментов, никаких звуковых сигналов такой синтезатор не генерирует. Бывают и синтезаторы с FM-синтезом, такие синтезаторы генерируют сигнал, но его качество для написания музыки слишком низкое. Wave Table инструменты - это именно те инструменты, которыми вы пользуетесь в секвенсоре. Процессор, размещенный на звуковой карте, обычно идентичен процессору аналоговых синтезаторов. Как правило, это процессоры низкого качества (а иначе пришлось бы платить за аудио-карту немаленькие деньги). Довольно часто можно встретить процессоры Roland 96го года производства. Более высоким уровнем по качеству и цене можно назвать процессоры очень известных производителей синтезаторов EMU и Yamaha. MIDI звук здесь действительно более красивый и выраженный. Но сегодня очень популярны материнские платы со встроенными аудио-картами - так называемыми аудио-кодеками. В плане работы с простым аудио-сигналом эти карты сегодня мало уступают обыкновенным по качеству (имеются ввиду такие как SoundBlaster и более мощные), но вот относительно MIDI звучания они далеко отстают. Послушав MIDI файлы на аудио-кодеках (или же дешевых аудио-картах типа Genius), пользователь навсегда отодвигает от себя этот формат. Какое там звучание... только набор нот, выраженный какими-то звуками редко похожими на оригинал инструмента. Поэтому не желательно использовать в каком бы то ни было плане аудио-кодек или дешевую карту. Как ценовой минимум и качественный среднячок для начинающего - подойдет Sound Blaster Live!. Для людей использующих дешевые аудио-карты или кодеки есть два пути - либо распрощаться с ними, заменив на качественные, либо что-то сделать со своим WaveTable. Существуют такие программки, которые эмулируют довольно неплохо качественные WaveTable от Yamaha, Roland и других производителей процессоров. Это более дешевый способ апгрейдировать в некотором плане ваш компьютер, прибегая к минимальным финансовым затратам. Но предупреждаю сразу - как показывает опыт, эмуляторы способствуют частым зависаниям некоторых ПК. Помимо официальных эмуляторов существуют программы -настройщики WaveTable. Немало полезных преобразований можно осуществить с помощью такого настройщика. Отличительной особенностью MIDI-файлов является их маленький размер и возможность прослушивания через любой стандартный проигрыватель. Вот только этот формат, в отличие от простого аудио, звучит на различных звуковых картах по разному. Разделяют три типа звучания MIDI: GM (один из первых, разработанный Roland), GS (самый распространенный, являющийся расширенным GM), XG (самый мощный, разработанный Yamaha). Это три основных типа MIDI-сигнала, образовавшихся примерно в одно время на момент развития синтезаторов. Именно они закрепились в качестве основных стандартов MIDI.

Работа с секвенсором CakeWalk Music Creator.

Любой проект, создаваемый в секвенсоре всегда состоит из набора дорожек. Они отображаются в главном окне программы. Левая часть окна отображает параметры дорожек, правая - их содержимое. Каждая дорожка имеет ряд управляемых параметров - громкость звучания, панорама, выбор устройства ввода и вывода MIDI-сигнала, MIDI-канал, звуковой банк, содержащий музыкальные инструменты. К каждой дорожке можно подключить модуль эффектов. При работе в секвенсоре с MIDI-форматом, в правой части окна создаются клипы. Чтоб создать клип, необходимо открыть окно режима MIDI редактирования. Выше я уже рассказывал о принципах создания MIDI-клипа. На рис.2. приведено изображение окна редактирования MIDI-событий в программе CakeWalk Music Creator.

Создав таким образом нужное количество клипов, можно переходить к созданию композиции. Для каждой дорожки создается один или несколько клипов, после чего они расставляются в нужном порядке. Каждый клип может быть скопирован нужное число раз для своей дорожки, а также при необходимости перенесен в другую дорожку с другим музыкальным инструментом. Так создается основной скелет любой MIDI композиции в секвенсоре. Но для хорошего звучания композиции, ее стоит доработать. Для каждой дорожки, а значит и инструмента, можно использовать специальные эффекты, позволяющие сгладить некоторые "неровности" чернового варианта композиции. В программе имеются стандартные эффекты. Echo Delay позволяет реализовать повторение нот с задержкой, в результате использования такого эффекта звучание инструмента приобретает более яркое и красочное звучание. Arpeggiator - это эффект, обрабатывающий аккорды последовательными звуками. Для удобства управления характеристиками дорожек, секвенсор имеет панель управления Console. Она играет роль микшера, позволяя устанавливать для каждого канала уровень громкости, панораму, музыкальный инструмент и тот или иной эффект. Программа позволяет отображать ноты клипа (или всей дорожки) не только в окне редактирования в виде полос, но и в специальном окне "нотный стан" в соответствии с нотной грамотой. Помимо традиционного малоэффективного режима работы с MIDI-сигналами MME, программа поддерживает такие драйвера, как WDM и ASIO, имеющие несколько большую производительность по сравнению с первым в плане задержки MIDI-сигнала.

Секвенсоров на сегодняшний день существует немало, можно лишь перечислить некоторые из них. YAMAHA XG works - это очень простой, легкий и удобный секвенсор, разработанный компанией Yamaha. Emagic Logic Audio Platinum - качественно проработанный профессиональный секвенсор. Steinberg Cubase VST считается народным секвенсором с богатым набором встроенных эффектов. Sweet sixteen midi-sequencer - секвенсор, работающий только с MIDI-форматом. Последний поражает своей компактностью, удобством в работе и отсутствием ненужных излишеств.

Недостаток MIDI формата сказывается конечно же в первую очередь на звуке. Дешевые процессоры (на любой звуковой карте) все же не способны прыгнуть выше собственной головы. Соответственно звук получается не живой, плоский, лишь напоминающий настоящие инструменты. Хотя все же в MIDI-формате пианино и скрипка звучат почти как настоящие. Многие пользуются только этим форматом и не лезут в более глубокие дебри звуковых пространств, хотя имеются и куда более продвинутые возможности работы со звуком. Я также ранее упоминал, что многие секвенсоры могут работать кроме MIDI-формата и с аудио-файлами. Суть построения композиции в этом случае та же, отличие заключается в использовании уже готовых аудио-фрагментов (сэмплов). Создание композиций из аудио материалов мы рассмотрим ниже.

Читать другие статьи

Этот фрагмент статьи был впервые опубликован в журнале "МирПК" за март 2004г.

Нелегальное использование материалов статей этого ресурса запрещено!
По вопросам издания и публикации статей автора сайта обращайтесь steklorez

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг ресурсов УралWeb

При использовании любого материала сайта ссылка на ресурс http://www.delaymusic.narod.ru обязательна!
2003 UltraSoft WebDesign Group (ingeneared by steklorez)

Сайт создан в системе uCoz